Восстанавливаются ли нервные клетки

Статьи

История создания и разрушения мифа

О том, как восстановить функции мозга, сегодня рассказывается в авторитетных научных изданиях мира. Разработаны методики, доступные каждому.

«Нервные клетки не восстанавливаются!» – эта поговорка сопровождает человека с детства, создавая впечатление правдивости этой фразы. Нам даже не приходит в голову сомневаться в однажды полученной и потом постоянно повторяемой вокруг информации. А зря. Ведь это высказывание, основанное на научных исследованиях полувековой давности давно опровергнуто.

Разбираясь с тем, миф или реальность идея о том, что нервные и мозговые клетки не восстанавливаются, где же правда и будут ли еще существовать картинки, утверждающие, что это научный факт, мы изучили историю формирования и развенчания этой идеи.

Сеть нейронов под микроскопом

Особенности нейронов

Вопрос о том, восстанавливаются ли нервные клетки мозга у людей, мужчин и женщин, во время жизни и сколько на это понадобиться времени, ученые раскрыли. Однако, чтобы повысить когнитивные функции, восстановить память, способность воспринимать и обрабатывать информацию, этого мало.

За сложные познавательные процессы отвечают еще малоизученные элементы – нейроны и связи между ними. Особенно актуален этот вопрос в связи с развивающимися у взрослых людей проблемами с памятью.

Самих нейронов и связей между ними в мозгу не счесть. Число настолько велико, что потеря части клеток, происходящая каждый день под воздействием негативных внешних факторов или возраста, незаметна для взрослого человека, пока не достигнет критического показателя. Исследования нейрофизиолога Кэрол Барнс позволили выявить несколько закономерностей:

  • Со временем, часть нейронов, сохранивших в себе информацию, человеческую память, уходит в своеобразную спячку. Они не отмирают, но перестают посылать сигналы, замолкают. В это момент мы теряем часть своих воспоминаний, забываем. И это физиологический процесс.
  • Гиппокамп, глубокий подкорковый отдел, у взрослых людей сохраняет способность создавать новые нейроны. Свежие клетки мигрируют по мозгу человека, формируют новые нейронные связи, записывают информацию. Спустя время и эти группы постепенно уходят в «спячку», если к ним не поступают запросы от других клеток.
  • Многих из «спящих» элементов нейронной сети можно разбудить и перевести в активное состояние. Для этого применяется комбинация из медикаментов, физиотерапевтических процедур и психо-нейрофизиологических техник тренировки [3].

Расположение гиппокампа в мозгу

Возможно ли, что мозг взрослого человека создает новые клетки в неограниченном количестве? Или он только поддерживает баланс, сформированный в юности? Ответ на эти вопросы, ученым еще предстоит найти.

Вопрос о том, восстанавливаются ли нейроны головного мозга или нет, в современной науке считается раскрытым. Сегодня идут исследования, помогающие лучше понять этот процесс, найти более действенные методики улучшения работы мозга.

Проблемы моделей

Большинство исследований взрослого нейрогенеза проводят на лабораторных животных, которые быстро размножаются и просты в содержании. Такое сочетание признаков встречается у тех, кто имеет небольшие размеры и живет совсем недолго, — у мышей и крыс. Но в нашем мозге, который лишь заканчивает созревание к 20 годам, все может происходить совершенно иначе.

Зубчатая извилина гиппокампа — это часть коры головного мозга, хотя и примитивная. У нашего вида, как и у других долгоживущих млекопитающих, кора развита заметно сильнее, чем у грызунов. Возможно, нейрогенез охватывает весь ее объем, реализуясь по какому-нибудь собственному механизму. Прямых подтверждений этому пока нет: исследования взрослого нейрогенеза в коре больших полушарий не выполнялись ни на людях, ни на других приматах.

Нервные клетки («Популярная механика» №6, 2018)

Зато проведены такие работы с копытными. Изучение срезов мозга новорожденных ягнят, а также овец чуть постарше и половозрелых особей не нашло делящихся клеток — предшественников нейронов в коре больших полушарий и подкорковых структурах их мозга. С другой стороны, в коре животных даже старшего возраста обнаружились уже родившиеся, но недозревшие молодые нейроны. Скорее всего, они готовы в нужный момент завершить специализацию, образовав полноценные нервные клетки и заняв место погибших. Конечно, это не совсем нейрогенез, ведь новых клеток при таком процессе не образуется. Однако интересно, что такие молодые нейроны присутствуют в тех областях мозга овец, которые у человека отвечают за мышление (кора больших полушарий), интеграцию сенсорных сигналов и сознание (клауструм), эмоции (миндалевидное тело). Велика вероятность, что и у нас в аналогичных структурах найдутся незрелые нервные клетки. Но зачем они могут понадобиться взрослому, уже обученному и опытному мозгу?

Гипотеза о памяти

Число нейронов так велико, что частью из них можно безболезненно пожертвовать. Однако, если клетка выключилась из рабочих процессов, это еще не значит, что она умерла. Нейрон может перестать генерировать сигналы и реагировать на внешние стимулы. Накопленная им информация не пропадает, а «консервируется». Этот феномен позволил Кэрол Барнс, нейрофизиологу из Аризонского университета, выдвинуть экстравагантное предположение о том, что именно так мозг накапливает и разделяет воспоминания о различных периодах жизни. По мнению профессора Барнс, время от времени в зубчатой извилине гиппокампа появляется группа молодых нейронов для записи нового опыта. Через некоторое время — недели, месяцы, а может, и годы — все они переходят в состояние покоя и сигналов больше не подают. Именно поэтому память (за редчайшими исключениями) не сохраняет ничего, что происходило с нами до третьего года жизни: доступ к этим данным в какой-то момент оказывается заблокирован.

Учитывая, что зубчатая извилина, как и гиппокамп в целом, отвечает за перенос информации из кратковременной памяти в долговременную, такая гипотеза выглядит даже логичной. Однако требуется еще доказать, что гиппокамп взрослых людей действительно образует новые нейроны, причем в достаточно большом количестве. Для проведения экспериментов имеется лишь весьма ограниченный набор возможностей.

Нервные клетки не восстанавливаются? («Популярная механика» №6, 2018)

Как помочь мозгу восстановиться?

Разобравшись с главным вопросом, можно ли восстановить нейронные связи головного мозга и нервные клетки, перейдем к руководству, как это сделать.

Даже во взрослом возрасте, причиненный мозгу ущерб возможно если не полностью, то частично исправить. Потребуется специализированная медицинская помощь: подобранные курсы лекарственных препаратов и физиопроцедур. Не меньшую результативность дает самостоятельная работа над собой – развитие и укрепление когнитивных функций.

Рассмотрим подробнее методы с доказанной эффективностью.

Полезное чтение

Старайтесь как можно читать книги, журналы, газеты, интернет-издания и статьи, которые никогда не входили в круг ваших интересов. Если вы всегда читали специальную литературу о кулинарии или моде, обратите внимание на специализированные издания об автомобилях или биржевых брокерах.

Любителям вязания или вышивания можно почитать о выращивании комнатных цветов или разведении шиншилл.

Поклонникам шумных вечеринок помогут «натренировать» мозг детективная или историческая литература, любовные романы или ознакомление с мировой архитектурой, биографией известных личностей или сборники лучших кулинарных рецептов.

Нейробиологи подчеркивают, что для развития мозга и улучшения его работы не нужно стараться досконально изучить новую литературу.

Лучше всего постепенно «знакомиться» с темами, явлениями, вещами и понятиями, о которых раньше имели весьма отдаленное понятие. Периодически читайте вслух — кому-нибудь из домочадцев, чередуя роль читателя и слушателя. В процессе чтения про себя задействуются только отдельные отделы головного мозга, при чтении вслух — совершенно другие. Это простое упражнение активизирует работу головного мозга и укрепляет память.

Смена «рабочей» руки

Одно из самых простых и действенных упражнений — смена «рабочей» руки. Для начала вы можете устроить эксперимент и сменить руку во время выполнения простого, привычного ежедневного действия — чистки зубов, расчесывания.

В случае если вы привыкли держать чашку или ложку, размешивать сахар в кофе, набирать сообщения на телефоне, держаться за поручень в общественном транспорте только правой рукой, устройте день ей «выходной» и выполняйте все действия исключительно левой рукой.

Для тренировки мозга, укрепления памяти и мышления каждый день необходимо выполнять упражнения со сменой «рабочей» руки 2-5 раз.

Очень полезно правшам и левшам выполнять следующее упражнение — переложить авторучку в «нерабочую» руку и постараться написать буквально несколько слов. Не забывайте о том, что тренировка мозга требует регулярности, выполнение упражнений время от времени не принесет никаких результатов.

Благодаря этому простому упражнению можно эффективно улучшить работу менее развитого мозгового полушария, а также укрепить нейронные связи между двумя полушариями, развить креативное, нестандартное мышление и творческие способности.

Креативность в ответах

В большинстве случаев каждый день, слыша стандартные вопросы, человек дает на них шаблонные, стандартные ответы. В результате этого снижается способность к творческому, нестандартному и креативному мышлению.

Постарайтесь придумать на совершенно обыденные вопросы нестандартные ответы, проявить свою фантазию. Для этого очень полезно регулярно расширять свой словарный запас — читать новые книги, журналы и периодические издания, просматривать интересные и познавательные телепередачи.

Очень полезно смотреть телефильмы с различными жизненными ситуациями и ставить себя на место главных героев. Мысленно представьте, как бы вы себя повели и что ответили бы на месте героя. Старайтесь продумывать про себя новые фразы и слова, которые вы раньше не употребляли. Это не только поможет расширить словарный запас и стать интересным собеседником, но и активизировать работу головного мозга, укрепив нейронные связи между правим и левым полушарием.

Просмотр телевизора

Это упражнение можно и нужно выполнять во время отдыха перед телевизором. Оно не отнимет много времени и сил, но поможет отлично потренировать головной мозг, укрепить нейронные связи между двумя полушариями и укрепить память.

Отключите звук на телевизоре во время интересной телепередачи, кинофильма или сериала, после этого постарайтесь представить, о чем говорят главные герои, какие слова и фразы они употребляют.

Выразите вслух свои мысли. Не бойтесь использовать слова и выражения, которые вы никогда раньше не применяли в своем лексиконе и слышали только в кино. Можно выполнить это упражнение другим способом — не придумывать свои фразы, а попробовать угадать.

Это простое и действенное упражнение можно выполнять самостоятельно или же совместно с супругом, друзьями или кем-нибудь из домочадцев. Это не только станет отличной тренировкой для головного мозга, но и поможет весело, забавно и приятно провести время с близкими людьми.

Упражнения для восстановления памяти

Нормализовать работу мозга после инсульта помогают ежедневные тренировки. Они заключаются в выполнении несложных упражнений:

  • Повторение. Больному нужно каждый день перечислять то, что он делал на протяжении суток, что ел, с кем разговаривал, какие процедуры проходил. Это тренирует память, помогает нейронам быстрее восстанавливаться.
  • Создание визуальных образов. Пациенту предлагается карточка, на которой изображен любой предмет. Задача — как можно детальнее передать то, что человек перед собой видит.
  • Формирование ассоциаций. Больному необходимо создать ассоциативный ряд. Например: мяч — это детство, прыжки, футбол, болельщики, радость победы, свидание с будущей женой на матче любимой команды и т. д.
  • Игра в города. Пострадавший должен вспоминать, в каких городах он бывал раньше, что там видел и делал. Важно наполнять рассказ подробностями. Описывать, какие здания поразили воображение в этом городе, насколько гостеприимны были местные жители, что подавали в кафе и прочее.
  • Пальчиковые игры. Пациент заучивает короткие стишки и в процессе загибает пальцы «нерабочей» руки . Сочетание активизации памяти и мелкой моторики ускоряет процесс восстановления нейронных связей в обоих полушариях мозга.
  • Заучивание стихов. Может использоваться как самостоятельный метод тренировки. Ничто так не стимулирует память, как «зубрежка». Больному достаточно каждый день заучивать по 2–3 строчки стихотворения. По мере восстановления когнитивных функций этот объем следует увеличивать.
  • Тренировка запоминания. Требуется рассказать о человеке, который только что был в палате и уже вышел за дверь. Пациент должен подробно описать его рост, вес, тембр голоса, особенности лица, фигуры, одежды.

Хорошей тренировкой являются также шашки, шахматы, кроссворды, головоломки. Родственникам пострадавшего необходимо как можно больше с ним беседовать, обсуждать события дня и планы на завтра, вспоминать прошлое. Даже если человек с трудом говорит, общение отлично его стимулирует.

Музыкотерапия

Великолепные результаты показывают пациенты, которые регулярно слушают музыку, заучивают слова и подпевают любимым песням, «дирижируют» в такт мелодии. Восстанавливать нейроны помогает и прослушивание аудио-книг. Это развивает воображение.

Коррекция питания

В меню людей, переживших инсульт, должно присутствовать много белковой пищи: яиц, нежирного мяса, морской рыбы. Протеин — важный строительный материал для нервных клеток. В морской рыбе и морепродуктах содержатся также жирные Омега-кислоты, которые противостоят патологическим процессам окисления и положительно влияют на ЦНС.

Для активизации мозговой активности необходимы витамины В, Е, С. Они в изобилии присутствуют в грецких орехах, цитрусовых, овощах, ягодах и фруктах. Очень полезен для мозга черный горький шоколад. В нем есть флаваноиды — вещества, активизирующие кровообращение и препятствующие образованию тромбов.

Также важно помнить, что реабилитация пациента после инсульта не возможна без физической активности. Она не только помогает восстановить функции конечностей, но и позитивно влияет на работу мозга.

Путешествия

Если вы привыкли проводить свой отпуск в одном и том же месте — на морском побережье, в пансионате или просто в деревне у родственников, обязательно проведите свой отдых в совершенно новом и неожиданном месте.

Поездки в новые места и страны дарят множество ярких и запоминающихся эмоций, которые положительно влияют на работу обоих полушарий головного мозга и нервной системы.

Для этого совсем необязательно отправляться в экзотические страны. Не менее выраженный эффект можно получить от поездки в другой город своей страны.

Во время поездки внимательно изучайте окружающие пейзажи, особенности архитектуры, пообщайтесь с местными жителями. Изучите местные достопримечательности, фразы и понятия, характерные для этой местности, почитайте вывески с названиями окружающих баров, ресторанов, отелей и салонов. В случае если у вас нет возможности путешествовать, прогуляйтесь по интересным, новым местам своего города. Прогуляйтесь по отдаленным районам, посетите интересную выставку, галерею, музей или театральную премьеру.

Аэробика для мозга

Чтобы находиться в постоянном развитии, создавать новые связи, мозг постоянно должен сталкиваться с чем-то необычным, новым. Это просто устроить даже в обыденной жизни.

Давайте умеренную нагрузку на органы восприятия информации. Начните утро не привычным ритуалом, измените напиток, почистите зубы другой рукой, меняйте запахи в доме. Разнообразьте привычную звуковую атмосферу вокруг себя, концентрируйте зрительное внимание на непривычных вещах.

Девушка читает книгу

Восстанавливается ли память после инсульта

Практика показывает, что инсульт не является приговором. Человеческий мозг — уникальный орган, способный к восстановлению значительной доли своих функций. Здоровые области зачастую берут на себя «обязанности» пострадавших. Разрушенные нейронные связи восстанавливаются. Однако им нужно помочь.

Помощь заключается в регулярных тренировках и приеме препаратов для улучшения памяти у пожилых людей, которые подходят и молодым пациентам.

Сочетание разных методов реабилитации, упорство в выполнении упражнений, регулярный прием медикаментов — все это является залогом восстановления функций мозга и возврата к нормальной жизни.

Как долго длится восстановление памяти после инсульта

Длительность этого процесса напрямую зависит от тяжести повреждений мозга. Средние сроки таковы:
• ишемический инсульт с небольшими нарушениями виде в пареза лица и конечностей, головокружения, снижения резкости зрения — от 1 до 3 месяцев;
• обширное кровоизлияние с последующим грубым параличом и стойкими нарушениями координации — 1–2 года;
• ишемический/геморрагический инсульт с полным параличом и значительными когнитивными нарушениями — свыше 2 лет.

В последнем случае больной может лишь частично восстановить двигательные функции (научиться сидеть, самостоятельно есть). Полностью восстановить физическую активность , когнитивные способности и память, к сожалению, невозможно.

Препараты для улучшения работы мозга

Принцип действия препаратов для улучшения памяти

Для повышения активности ЦНС имеют значение и такие терапевтические эффекты этих препаратов:

  • ускорение утилизации глюкозы;
  • усиление белкового синтеза;
  • улучшение обмена нуклеиновых кислот;
  • воздействие на моноаминергическую систему (активизация выработки адреналина, дофамина и серотонина);
  • стимулирование холинергической системы во избежание когнитивных нарушений (в частности снижения декларативной памяти).

Цель приёма ноотропов – в улучшении мозгового кровообращения и нормализации метаболических процессов в нервных клетках. Параллельно повышается скорость образования нейронных связей и наращивается их число. Это и приводит к активизации мозговой деятельности. То есть на фоне лечения нарушений ноотропы действуют как стимуляторы работы самого органа.

Что дает человеку повышение активности головного мозга

Ноотропы называют стимуляторами познавания. Прием таких лекарств или витаминов усиливает способности к обучению за счет комплексной активизации работы ЦНС:

  • улучшения памяти;
  • повышения концентрации внимания;
  • усиления восприятия;
  • обеспечения ясности сознания;
  • предотвращения психического истощения;
  • снижения возбудимости;
  • преодоления астении (нервно-психической слабости).

В зависимости от действующего вещества, могут наблюдаться дополнительные эффекты. Одни обладают седативным действием, другие помогают выйти из депрессии. Есть лекарства, помогающие отрегулировать режим сна и бодрствования.

Стимуляторы активности головного мозга нередко объединяют в одну группу с нейропротекторами. Они защищают орган от тяжелых последствий нарушений кровообращения, препятствуют разрушению клеток, помогают притормозить деменцию.

Витамины для улучшения работы мозга

Если серьезных нарушений в работе мозга не выявлено, злоупотреблять лекарствами не стоит. Решить задачу повышения концентрации внимания или способности к обучению можно с помощью витаминов:

  • бета-каротина, защищающего нейроны от преждевременного старения;
  • B1, нейропротектора, поддерживающего хорошую память и ясность сознания;
  • B6, поддерживающего концентрацию и предотвращающего депрессию;
  • B9, прием которого является профилактикой инсульта;
  • B12, недостаток которого повышает риск болезни Альцгеймера;
  • C, замедляющего дегенеративные процессы;
  • K, ускоряющего обработку поступающих в мозг сигналов.

Чудесной таблетки, которая разом решит все проблемы когнитивной сферы, не существует. Но правильно выявленная причина нарушений позволяет подобрать подходящее средство для их коррекции.

Подпишитесь на новости, акции и полезные советы! ПодписатьсяНаши страницы в социальных сетях

Антиоксиданты

Антиоксиданты — препараты, нейтрализующие патогенное воздействие свободных радикалов. После лечения клетки организма обновляются и оздоравливаются. Антигипоксанты улучшают утилизацию циркулирующего в организме кислорода и повышают устойчивость клеток к гипоксии. Они предотвращают, уменьшают и ликвидируют проявления кислородного дефицита, поддерживая энергетический обмен на оптимальном уровне.

Список препаратов-нейропротекторов с антиоксидантным действием:

  1. «Мексидол» эффективен в борьбе с гипоксией, ишемией, судорогами. Препарат повышает устойчивость организма к стрессу, стимулирует его адаптационные возможности к повреждающему воздействию окружающей среды. Это лекарство включают в комплексное лечение дисциркуляторных изменений, происходящих в мозге. Под воздействием «Мексидола» улучшаются процессы восприятия и воспроизводства информации, особенно у пожилых лиц, уменьшается алкогольная интоксикация организма.
  2. «Эмоксипин» повышает активность антиоксидантных ферментов, уменьшает образование простагландинов, препятствует тромбоагрегации. «Эмоксипин» назначают больным с признаками острой мозговой и коронарной недостаточности, глаукомы, внутриглазных кровоизлияний, диабетической ретинопатии.
  3. «Глицин» – аминокислота, являющаяся естественным метаболитом мозга и влияющая на функциональное состояние его специализированных систем и неспецифических структур. Это нейромедиатор, регулирующий обменные процессы в ЦНС. Под воздействием препарата снижается психоэмоциональное напряжение, улучшается работа мозга, уменьшается выраженность астении и патологическая зависимость от алкоголя. «Глицин» оказывает антистрессовое и седативное действие.
  4. «Глутаминовая кислота» – препарат, стимулирующий процессы восстановления в организме, нормализующий метаболизм и передачу нервных импульсов. Он увеличивает устойчивость клеток мозга к гипоксии и защищает организм от токсического воздействия отравляющих веществ, алкоголя, некоторых лекарственных препаратов. Лекарство назначают больным с шизофренией, эпилепсией, психозами, бессонницей, энцефалитом и менингитом. «Глутаминовая кислота» входит в комплексную терапию детского церебрального паралича, полиомиелита, болезни Дауна.
  5. «Компламин» – нейротропное лекарство, улучшающее кровоснабжение мозга, способствующее притоку насыщенной кислородом крови к мозговой ткани, подавляющее агрегацию тромбоцитов. «Компламин» является непрямым антиоксидантом, который активирует липидный и углеводный обмены, обладает гепатопротекторным эффектом.

Адаптогены

К адаптогенам относятся средства растительного происхождения, обладающие нейротропным эффектом. Наиболее распространенными среди них являются: настойка элеутерококка, женьшеня, китайского лимонника. Они предназначены для борьбы с повышенной утомляемостью, стрессами, анорексией, гипофункцией половых желез. Применяют адаптогены для облегчения акклиматизации, профилактики простудных заболеваний, ускорения выздоровления после острых заболеваний.

  • «Жидкий экстракт элеутерококка» – фитопрепарат, оказывающий общетонизирующее действие на организм человека. Это БАД, для изготовления которого используют корни одноименного растения. Нейропротектор стимулирует иммунитет и адаптационные возможности организма. Под воздействием препарата уменьшается сонливость, ускоряется метаболизм, улучшается аппетит, снижается риск развития онкозаболеваний.
  • «Настойка женьшеня» имеет растительное происхождение и оказывает положительное влияние на обмен веществ в организме. Препарат стимулирует работу сосудистой и нервной систем человека. Его применяют в составе общеукрепляющей терапии у ослабленных больных. «Настойка женьшеня» является метаболическим, противорвотным и биостимулирующим средством, которое помогает адаптироваться организму при атипичных нагрузках, повышает давление, снижает уровень сахара в крови.
  • «Настойка китайского лимонника» является распространенным средством, позволяющим избавиться от сонливости, быстрой утомляемости и надолго зарядиться энергией. Это средство восстанавливает состояние после депрессии, обеспечивает прилив физических сил, отлично тонизирует, обладает освежающим и стимулирующим действием.
Источники

  • https://newneuro.ru/vosstanavlivayutsya-li-nervnye-kletki/
  • https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/434171/Nervnye_kletki_ne_vosstanavlivayutsya
  • https://karpov-clinic.ru/articles/nevrologiya/1112-kak-vosstanovit-nejrony-golovnogo-mozga.html
  • https://dom-prestarelyh.net/vosstanovlenie-pamyati-posle-insulta/
  • https://366.ru/articles/preparaty-dlja-uluchshenija-raboty-mozga/
  • https://clinic-a-plus.ru/articles/nevrologiya/1007-neyroprotektory-deystvie-primenenie-gruppy-perechen-preparatov.html

Оцените статью
Маяк Науки

Комментарии закрыты.